Индивидуальный предприниматель

Осипова Татьяна Васильевна


«УТВЕРЖДАЮ»

Индивидуальный предприниматель

Осипова Т.В.


«01» декабря 2020 г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Ментальная арифметика Соробан»








Нижний Новгород, 2020 год





I. Пояснительная записка
Программа «Ментальная арифметика Соробан» — это курс интеллектуального и когнитивного развития детей на основе классической японской методики счёта на абакусе. Методика помогает формировать у детей навыки быстрого устного счёта, улучшает концентрацию, внимание, рабочую память, пространственное мышление и повышает уверенность в собственных интеллектуальных возможностях.
Программа предназначена для детей от 4 до 14 лет. В зависимости от возраста, занятия отличаются по длительности и методике подачи материала.
Обучение проходит по оригинальной системе: от реального абакуса — к ментальному счёту с «воображаемыми косточками». Используются аудиометроно́м, карточки, графические диктанты, пальчиковые упражнения и регулярные тренировки с помощью цифровой платформы.


II. Цель и задачи программы
Цель — развитие интеллектуальных и когнитивных способностей ребёнка посредством освоения навыков ментального счёта на основе японской методики Соробан.
Задачи:
  • сформировать устойчивые навыки сложения, вычитания и умножения на абакусе и ментально;
  • развить зрительную и слуховую память, внимание и воображение;
  • повысить скорость обработки информации;
  • развить логическое мышление и навыки самоконтроля;
  • укрепить учебную мотивацию и уверенность в своих способностях.


III. Сроки и режим обучения

Возрастная группа

Длительность курса

Формат занятий

Режим занятий

4–7 лет

22 месяца

Группы до 8 человек

1 раз в неделю, 2 урока по 35 минут

7–14 лет

22 месяца

Группы до 8 человек

2 раза в неделю, по 40 минут



IV. Содержание курса
Программа состоит из двух полноценных этапов:
📘 Первый год:
  • обучение счёту на абакусе;
  • сложение и вычитание двух- и трёхзначных чисел;
  • работа в медленном темпе с акцентом на правильную технику;
  • развитие мелкой моторики и образа «воображаемого счёта»;
  • выполнение тренировок на платформе.
📗 Второй год:
  • умножение на абакусе и ментально;
  • формирование скоростного счёта;
  • решение задач на скорость, точность и память;
  • выполнение аудио- и флеш-диктантов;
  • развитие абстрактного мышления и произвольного внимания.

V. Методологическое обоснование
Программа построена на классической методике Soroban, адаптированной к современным условиям преподавания, в том числе с использованием цифровой платформы.
Методика включает в себя элементы:
  • телесно-кинетического подхода;
  • многоуровневого развития полушарной координации;
  • аудиотренинга с метрономом;
  • приёмы мнемотехники и визуального запоминания.


VI. Формы и методы обучения
  • Индивидуальная и фронтальная работа на занятии;
  • Работа с абакусом и в ментальной проекции;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Аудиодиктанты и флеш-карточки;
  • Работа по авторской онлайн-платформе;
  • Использование элементов геймификации.


VII. Формы контроля
  • Зачёты по завершении каждого уровня;
  • Видеофиксация достижений для родителей;
  • Внутренние соревнования по ментальному счёту;
  • Итоговая проверка освоения счётных навыков;
  • Выдача грамот, браслетов и кубка победителя.


VIII. Взаимодействие с родителями
  • Родители присутствуют на первом занятии;
  • Домашние задания — через обучающую платформу (онлайн-доступ);
  • Зачёты и турниры проходят без родителей, но видео выкладываются в родительские чаты;
  • По окончании курса проводятся отчётные мероприятия и награждение.


IX. Список использованной и рекомендуемой литературы
  1. Соробан. Методика обучения ментальной арифметике — изд. Академия развития, 2015.
  2. Баранова Е.А. Ментальная арифметика как средство развития познавательной сферы ребёнка. — СПб, 2020.
  3. Журавлева О.Н. Развитие интеллектуальных способностей через устный счёт. — М.: Владос, 2018.
  4. Мастюкова Е.М. Операции мышления и математическое развитие. — М.: Владос, 2006.
Made on
Tilda