Индивидуальный предприниматель
Осипова Татьяна Васильевна
«УТВЕРЖДАЮ»
Индивидуальный предприниматель
Осипова Т.В.
«01» декабря 2020 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Ментальная арифметика Соробан»
Нижний Новгород, 2020 год
I. Пояснительная запискаПрограмма «Ментальная арифметика Соробан» — это курс интеллектуального и когнитивного развития детей на основе классической японской методики счёта на абакусе. Методика помогает формировать у детей навыки быстрого устного счёта, улучшает концентрацию, внимание, рабочую память, пространственное мышление и повышает уверенность в собственных интеллектуальных возможностях.
Программа предназначена для детей от 4 до 14 лет. В зависимости от возраста, занятия отличаются по длительности и методике подачи материала.
Обучение проходит по оригинальной системе: от реального абакуса — к ментальному счёту с «воображаемыми косточками». Используются аудиометроно́м, карточки, графические диктанты, пальчиковые упражнения и регулярные тренировки с помощью цифровой платформы.
II. Цель и задачи программыЦель — развитие интеллектуальных и когнитивных способностей ребёнка посредством освоения навыков ментального счёта на основе японской методики Соробан.
Задачи:
- сформировать устойчивые навыки сложения, вычитания и умножения на абакусе и ментально;
- развить зрительную и слуховую память, внимание и воображение;
- повысить скорость обработки информации;
- развить логическое мышление и навыки самоконтроля;
- укрепить учебную мотивацию и уверенность в своих способностях.
III. Сроки и режим обученияВозрастная группа | Длительность курса | Формат занятий | Режим занятий |
4–7 лет | 22 месяца | Группы до 8 человек | 1 раз в неделю, 2 урока по 35 минут |
7–14 лет | 22 месяца | Группы до 8 человек | 2 раза в неделю, по 40 минут |
IV. Содержание курсаПрограмма состоит из двух полноценных этапов:📘 Первый год:
- обучение счёту на абакусе;
- сложение и вычитание двух- и трёхзначных чисел;
- работа в медленном темпе с акцентом на правильную технику;
- развитие мелкой моторики и образа «воображаемого счёта»;
- выполнение тренировок на платформе.
📗 Второй год:- умножение на абакусе и ментально;
- формирование скоростного счёта;
- решение задач на скорость, точность и память;
- выполнение аудио- и флеш-диктантов;
- развитие абстрактного мышления и произвольного внимания.
V. Методологическое обоснованиеПрограмма построена на классической методике Soroban, адаптированной к современным условиям преподавания, в том числе с использованием цифровой платформы.
Методика включает в себя элементы:
- телесно-кинетического подхода;
- многоуровневого развития полушарной координации;
- аудиотренинга с метрономом;
- приёмы мнемотехники и визуального запоминания.
VI. Формы и методы обучения- Индивидуальная и фронтальная работа на занятии;
- Работа с абакусом и в ментальной проекции;
- Пальчиковая гимнастика;
- Аудиодиктанты и флеш-карточки;
- Работа по авторской онлайн-платформе;
- Использование элементов геймификации.
VII. Формы контроля- Зачёты по завершении каждого уровня;
- Видеофиксация достижений для родителей;
- Внутренние соревнования по ментальному счёту;
- Итоговая проверка освоения счётных навыков;
- Выдача грамот, браслетов и кубка победителя.
VIII. Взаимодействие с родителями- Родители присутствуют на первом занятии;
- Домашние задания — через обучающую платформу (онлайн-доступ);
- Зачёты и турниры проходят без родителей, но видео выкладываются в родительские чаты;
- По окончании курса проводятся отчётные мероприятия и награждение.
IX. Список использованной и рекомендуемой литературы- Соробан. Методика обучения ментальной арифметике — изд. Академия развития, 2015.
- Баранова Е.А. Ментальная арифметика как средство развития познавательной сферы ребёнка. — СПб, 2020.
- Журавлева О.Н. Развитие интеллектуальных способностей через устный счёт. — М.: Владос, 2018.
- Мастюкова Е.М. Операции мышления и математическое развитие. — М.: Владос, 2006.