Индивидуальный предприниматель
Осипова Татьяна Васильевна
«УТВЕРЖДАЮ»
Индивидуальный предприниматель
Осипова Т.В.
«01» декабря 2020 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РОБОТОТЕХНИКА»
Нижний Новгород, 2020 год
I. Пояснительная запискаПрограмма «Робототехника» предназначена для детей 5–10 лет и направлена на формирование базовых инженерных, технических и логических навыков через работу с образовательными конструкторами LEGO WeDo 1.0 и 2.0. Курс построен на интеграции механики, моделирования и основ визуального программирования с учётом возрастных особенностей детей и требований ФГОС ДО и НОО.
Программа способствует раннему развитию технического мышления, формирует навыки планирования, анализа, командного взаимодействия, а также поддерживает высокий уровень познавательной мотивации через игровую форму занятий.
II. Цель и задачи реализации программыЦель:Формирование основ технического мышления и навыков конструирования у детей младшего школьного возраста через занятия робототехникой.
Задачи:
- Познакомить детей с принципами конструирования и работы механизмов;
- Развить навыки алгоритмического мышления и основ программирования;
- Обучить работе с датчиками и механизмами управления;
- Развить внимание, память, логическое и пространственное мышление;
- Воспитать интерес к инженерно-техническому творчеству.
III. Сроки и режим обученияПродолжительность обучения: 9 месяцев
Состав группы: до 8 человек
Формат занятий:
- Для детей 5–7 лет: 1 раз в неделю по 60 минут
- Для детей 8–10 лет: 1 раз в неделю, два учебных блока по 45 минут
Занятия проводятся в специально оборудованной среде с использованием оригинальных комплектов LEGO WeDo и ноутбуков.
IV. Содержание программыПрограмма разделена на два уровня в зависимости от возраста:
🔹 Уровень 1: «Начинающие инженеры» (5–7 лет)
- Знакомство с деталями LEGO WeDo
- Основы конструирования по схеме
- Простые программы (старт, пауза, повтор)
- Работа с датчиками наклона и движения
- Сборка и программирование простых моделей: вентилятор, жираф, лодка, мост
- Развитие пространственного мышления и логики
🔹 Уровень 2: «Юные изобретатели» (8–10 лет)
- Более сложные конструкции: шестерни, оси, передачи
- Сборка по техническому заданию
- Работа с логическими операторами и циклами
- Реализация движений на основе событий
- Командная работа над мини-проектами
- Интеграция визуального программирования и инженерной логики
V. Методологическое обоснованиеПрограмма построена с учётом:
- возрастной психологии и нейропсихологических особенностей детей;
- требований ФГОС ДО и ФГОС НОО;
- современных подходов STEM/STEAM-обучения;
- принципов деятельностного подхода (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
VI. Формы и методы обучения- Практическое конструирование и программирование
- Проектная деятельность (модель в конце каждого урока)
- Индивидуальная и парная работа
- Элементы соревнований и квестов
- Игровые формы (задания от "профессора LEGO", "спасение модели", "инженерный вызов")
VII. Формы контроля- Наблюдение за действиями ребёнка на занятиях
- Устная презентация модели
- Промежуточные мини-проекты
- Итоговая защита выбранной модели (по желанию ребёнка)
VIII. Взаимодействие с родителями- Родители могут присутствовать на открытых занятиях, наблюдать за процессом, обсуждать прогресс ребёнка с педагогом.
- Фото- и видеоотчёты, рекомендации, обратная связь предоставляются через педагога.
- Учитель рассказывает о динамике, успешности освоения модулей, вовлекает родителей в обсуждение итогов курса.
IX. Перечень используемого оборудования и материалов- Образовательные конструкторы LEGO WeDo 1.0 и LEGO WeDo 2.0
- Ноутбуки с предустановленным программным обеспечением LEGO
- Интерактивная доска, проектор, презентационные материалы
X. Перечень рекомендуемой литературы- LEGO Education. Методические рекомендации по работе с WeDo 2.0
- Чеснокова Е.Н. «Робототехника для детей». — М.: БХВ-Петербург, 2021.
- Бабаева Ю.Д., Прохоров А.В. Развитие познавательной активности у дошкольников. — М.: Академия, 2019.
- Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. Психология развития. — М.: Просвещение, 2010.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 2020.