Индивидуальный предприниматель
Осипова Татьяна Васильевна
«УТВЕРЖДАЮ»
Индивидуальный предприниматель
Осипова Т.В.
«01» декабря 2020 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Нейробаланс»
Нижний Новгород, 2020 год
I. Пояснительная записка Программа «Нейробаланс» — это курс нейропсихологической коррекции, направленный на развитие и укрепление функциональных систем мозга у детей 6–11 лет. Она построена на телесно-двигательном подходе с использованием упражнений, активизирующих межполушарное взаимодействие, дыхание, внимание, координацию и саморегуляцию.
Программа основана на методе замещающего онтогенеза и разработана на базе идей отечественной нейропсихологической школы (А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Б.А. Архипов, Е.М. Мастюкова). Она даёт возможность ребёнку последовательно пройти все уровни развития базовых функций, необходимых для успешного обучения.
II. Цель и задачи реализации программы Цель:Развитие и коррекция высших психических функций ребёнка через системную работу с телом, движением, вниманием и дыханием в специально организованной нейропсихологической среде.
Задачи:- Развить межполушарное взаимодействие;
- Сформировать устойчивое внимание и саморегуляцию;
- Улучшить координацию и телесную осознанность;
- Подготовить нервную систему ребёнка к школьной нагрузке;
- Укрепить внутреннюю мотивацию и стрессоустойчивость.
III. Сроки и режим обучения Продолжительность курса: 9 месяцев
Режим занятий: 1 раз в неделю по 60 минут
Формат: занятия в диаде (2 ребёнка)
IV. Содержание программыПрограмма включает три последовательных блока. В каждом блоке дети изучают и отрабатывают определённые группы упражнений. Все упражнения являются диагностическими. Переход на следующий уровень осуществляется после зачёта.
Блок | Задача | Выполняемые упражнения |
Блок 1: Упражнения в положении лёжа (1–3 месяц) | Снижение мышечного напряжения, развитие дыхания, активация сенсомоторных связей. | Дыхательные упражнения Глазодвигательные упражнениялёжа Межполушарные упражнения 1 уровня Ползание на животе Ползание на спине «Паук» «Краб» «Бревнышко» «Гусеница большая» «Гусеница маленькая» |
Блок 2: Упражнения в положении сидя (4–6 месяц) | Стабилизация корпуса, улучшение координации, интеграция движений. | Дыхательные упражнения сидя Глазодвигательные упражнения сидя Межполушарные упражнения 2 уровня «Кошка» «Лев» «Львенок» «Мостик» «Перекрёстный мостик» Упражнения на интеграцию рефлексов 2 уровня |
Блок 3: Упражнения стоя ив движении (7–9 месяц) | Развитие баланса, автоматизация движений, усиление саморегуляции. | Дыхательные упражнения стоя Глазодвигательные упражнения стоя Межполушарные упражнения3 уровня Ходьба на коленях с программой «Скалолаз» Хождение с программой Упражнения на интеграцию рефлексов 3 уровня |
V. Методологическое обоснование и особенности участия Программа построена на методе замещающего онтогенеза и разработана в рамках отечественной нейропсихологической школы. Она учитывает особенности развития нервной системы детей и активизирует функциональные системы мозга, участвующие в обучении и саморегуляции.
Особое условие участия:Для детей с особыми образовательными потребностями рекомендуется предоставить результаты ЭЭГ для исключения органических нарушений и обеспечения безопасности и эффективности занятий.
VI. Формы и методы работы - Телесные и сенсомоторные упражнения
- Дыхательные и глазодвигательные практики
- Игровые и координационные задания
- Алгоритмизированное повторение
- Диагностическое наблюдение
VII. Формы контроля- Текущие наблюдения педагогом
- Промежуточные зачёты после каждого уровня
- Итоговая диагностика готовности к учебной нагрузке
VIII. Взаимодействие с родителями - Присутствие на первом и диагностических занятиях
- Домашние задания через Google-формы: выполнение упражнений не менее 5 раз в неделю
- Консультации по результатам каждого этапа
IX. Список использованной и рекомендуемой литературы- Лурия А.Р. Основынейропсихологии. — М.: Академия, 2006.
- Семенович А.В. Нейропсихология детского возраста. — М.: Просвещение, 2017.
- Семенович А.В. Метод замещающего онтогенеза: теория и практика. — М.: Айрис- пресс, 2014.
- Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика и коррекция. — М.: Смысл, 2011.
- Мастюкова Е.М. Комплексный подход к коррекции нарушений развития у детей. — М.: Владос, 2009.
- Архипов Б.А. Методы нейропсихологической коррекции. — М.: Речь, 2013.