Индивидуальный предприниматель

Осипова Татьяна Васильевна


«УТВЕРЖДАЮ»

Индивидуальный предприниматель

Осипова Т.В.


«01» декабря 2020 г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Лучший в классе»








Нижний Новгород, 2020 год





I. Пояснительная записка
Программа «Лучший в классе» — это двухлетний курс комплексной подготовки детей 5–7 лет к школьному обучению. Она разработана с учётом возрастных особенностей и включает системную работу по шести ключевым направлениям: речь, математика, логика, пространственное мышление, внимание и память, развитие мелкой моторики и эмоционально-волевой сферы.
Курс реализуется в двух возрастных потоках:
  • младшая группа (5–6 лет),
  • старшая группа (6–7 лет).
Образовательная среда включает нейропсихологическое сопровождение, сенсорную интеграцию, игровые и развивающие практики. В программе задействованы современные педагогические технологии, а также элементы методик подготовки к школьному обучению (ФГОС ДО, методики Зайцева, Петерсон, Полякова, нейропсихологические практики).


II. Цель и задачи реализации программы
Цель:
Создание прочной базы для успешного старта школьного обучения через развитие речи, мышления, моторики, саморегуляции и базовых академических навыков.
Задачи:
  • Развить устную и письменную речь, расширить словарный запас
  • Сформировать числовые представления и логическое мышление
  • Развить пространственное восприятие и временные ориентиры
  • Подготовить руку к письму, развить мелкую моторику
  • Повысить уровень внимания, памяти, саморегуляции
  • Развить коммуникативные навыки и школьную мотивацию


III. Сроки и режим обучения
  • Продолжительность курса: 2 года (младшая и старшая группа)
  • Формат: очные групповые занятия
  • Частота: 2 раза в неделю
  • Длительность занятия: 60 минут
  • Состав группы: до 8 человек


IV. Содержание программы
Программа включает 6 взаимосвязанных направлений, работа по которым ведётся параллельно:
1. Речь и словарь
  • Развитие связной речи, составление рассказов
  • Словарная работа, расширение лексики
  • Звуковой и слоговой анализ, подготовка к чтению
  • Развитие фонематического слуха, понимание структуры слова
2. Математика и логика
  • Счёт до 20, сложение и вычитание в пределах 10
  • Сравнение количеств, числовые ряды, понятие «больше–меньше–равно»
  • Порядковый счёт, простые задачи
  • Логические цепочки, группировка, сериации, классификации
  • 3. Пространственное и временное мышление
  • Ориентировка на листе, в пространстве, на себе
  • Направления: вверх–вниз, вправо–влево и др.
  • Понятие времени: вчера–сегодня–завтра, дни недели, сезоны
  • Сюжетные и временные последовательности, календари, часы
4. Подготовка руки к письму
  • Развитие мелкой моторики, графомоторные дорожки
  • Тренировка захвата ручки, правильной посадки
  • Работа с прописями, обводка, штриховка, написание элементов
  • Копирование образцов, визуально-моторная координация
5. Внимание, память, мышление
  • Игры и задания на устойчивость, переключаемость внимания
  • Тренировка слуховой и зрительной памяти
  • Развитие мышления через игры, задачи, загадки
  • Алгоритм действий, развитие причинно-следственных связей
6. Эмоционально-волевая сфера и коммуникативность
  • Развитие эмоционального интеллекта
  • Работа с тревожностью, навык саморегуляции
  • Командная работа, игры на взаимодействие
  • Формирование школьной мотивации, уверенности в себе

V. Методологическое обоснование
Программа составлена на основе:
  • требований ФГОС ДО и ФГОС НОО;
  • нейропсихологических подходов (А.Р. Лурия, А.В. Семенович);
  • развивающего обучения (Д.Б. Эльконин — В.В. Давыдов);
  • элементов программы «Игры и дети» (Веракса, Комарова), методик Поляковой, Петерсон, Зайцева и др.
Развитие идёт от простого к сложному, поэтапно формируя академические и метапредметные навыки, необходимые для поступления в 1 класс.


VI. Формы и методы реализации
  • Игровая и проектная деятельность
  • Сенсомоторные и нейропсихологические упражнения
  • Индивидуальные и групповые задания
  • Работа на интерактивной панели, с карточками и игровыми наборами
  • Песочная терапия, конструирование, развивающие игры


VII. Формы контроля
  • Текущий контроль: наблюдение педагога
  • Диагностика в начале и конце года (по чек-листу навыков)
  • Индивидуальные рекомендации для родителей
  • Итоговая готовность к школе (по 6 направлениям)


VIII. Взаимодействие с родителями
  • Вводная консультация при записи
  • Регулярная обратная связь от педагога (очно и через чат)
  • Раз в квартал — консультации по развитию ребёнка
  • Совместные итоговые занятия, рекомендации по домашней поддержке


IX. Список использованной и рекомендуемой литературы
  1. Лурия А.Р. — Основы нейропсихологии
  2. Семенович А.В. — Нейропсихология детского возраста
  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С. — Игры и дети
  4. Полякова Т.А. — Развивающие игры и задания для подготовки к школе
  5. Петерсон Л.Г. — Учусь учиться. Развивающая математика
  6. Зайцев Н.А. — Методика обучения грамоте. Кубики Зайцева
  7. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. — Развивающее обучение
  8. ФГОС ДО и ФГОС НОО
Made on
Tilda