Индивидуальный предприниматель
Осипова Татьяна Васильевна
«УТВЕРЖДАЮ»
Индивидуальный предприниматель
Осипова Т.В.
«01» декабря 2020 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Лучший в классе»
Нижний Новгород, 2020 год
I. Пояснительная запискаПрограмма «Лучший в классе» — это двухлетний курс комплексной подготовки детей 5–7 лет к школьному обучению. Она разработана с учётом возрастных особенностей и включает системную работу по шести ключевым направлениям: речь, математика, логика, пространственное мышление, внимание и память, развитие мелкой моторики и эмоционально-волевой сферы.
Курс реализуется в двух возрастных потоках:
- младшая группа (5–6 лет),
- старшая группа (6–7 лет).
Образовательная среда включает нейропсихологическое сопровождение, сенсорную интеграцию, игровые и развивающие практики. В программе задействованы современные педагогические технологии, а также элементы методик подготовки к школьному обучению (ФГОС ДО, методики Зайцева, Петерсон, Полякова, нейропсихологические практики).
II. Цель и задачи реализации программыЦель: Создание прочной базы для успешного старта школьного обучения через развитие речи, мышления, моторики, саморегуляции и базовых академических навыков.
Задачи:
- Развить устную и письменную речь, расширить словарный запас
- Сформировать числовые представления и логическое мышление
- Развить пространственное восприятие и временные ориентиры
- Подготовить руку к письму, развить мелкую моторику
- Повысить уровень внимания, памяти, саморегуляции
- Развить коммуникативные навыки и школьную мотивацию
III. Сроки и режим обучения- Продолжительность курса: 2 года (младшая и старшая группа)
- Формат: очные групповые занятия
- Частота: 2 раза в неделю
- Длительность занятия: 60 минут
- Состав группы: до 8 человек
IV. Содержание программыПрограмма включает 6 взаимосвязанных направлений, работа по которым ведётся параллельно:
1. Речь и словарь
- Развитие связной речи, составление рассказов
- Словарная работа, расширение лексики
- Звуковой и слоговой анализ, подготовка к чтению
- Развитие фонематического слуха, понимание структуры слова
2. Математика и логика
- Счёт до 20, сложение и вычитание в пределах 10
- Сравнение количеств, числовые ряды, понятие «больше–меньше–равно»
- Порядковый счёт, простые задачи
- Логические цепочки, группировка, сериации, классификации
- 3. Пространственное и временное мышление
- Ориентировка на листе, в пространстве, на себе
- Направления: вверх–вниз, вправо–влево и др.
- Понятие времени: вчера–сегодня–завтра, дни недели, сезоны
- Сюжетные и временные последовательности, календари, часы
4. Подготовка руки к письму
- Развитие мелкой моторики, графомоторные дорожки
- Тренировка захвата ручки, правильной посадки
- Работа с прописями, обводка, штриховка, написание элементов
- Копирование образцов, визуально-моторная координация
5. Внимание, память, мышление
- Игры и задания на устойчивость, переключаемость внимания
- Тренировка слуховой и зрительной памяти
- Развитие мышления через игры, задачи, загадки
- Алгоритм действий, развитие причинно-следственных связей
6. Эмоционально-волевая сфера и коммуникативность
- Развитие эмоционального интеллекта
- Работа с тревожностью, навык саморегуляции
- Командная работа, игры на взаимодействие
- Формирование школьной мотивации, уверенности в себе
V. Методологическое обоснованиеПрограмма составлена на основе:
- требований ФГОС ДО и ФГОС НОО;
- нейропсихологических подходов (А.Р. Лурия, А.В. Семенович);
- развивающего обучения (Д.Б. Эльконин — В.В. Давыдов);
- элементов программы «Игры и дети» (Веракса, Комарова), методик Поляковой, Петерсон, Зайцева и др.
Развитие идёт от простого к сложному, поэтапно формируя академические и метапредметные навыки, необходимые для поступления в 1 класс.
VI. Формы и методы реализации- Игровая и проектная деятельность
- Сенсомоторные и нейропсихологические упражнения
- Индивидуальные и групповые задания
- Работа на интерактивной панели, с карточками и игровыми наборами
- Песочная терапия, конструирование, развивающие игры
VII. Формы контроля- Текущий контроль: наблюдение педагога
- Диагностика в начале и конце года (по чек-листу навыков)
- Индивидуальные рекомендации для родителей
- Итоговая готовность к школе (по 6 направлениям)
VIII. Взаимодействие с родителями- Вводная консультация при записи
- Регулярная обратная связь от педагога (очно и через чат)
- Раз в квартал — консультации по развитию ребёнка
- Совместные итоговые занятия, рекомендации по домашней поддержке
IX. Список использованной и рекомендуемой литературы- Лурия А.Р. — Основы нейропсихологии
- Семенович А.В. — Нейропсихология детского возраста
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С. — Игры и дети
- Полякова Т.А. — Развивающие игры и задания для подготовки к школе
- Петерсон Л.Г. — Учусь учиться. Развивающая математика
- Зайцев Н.А. — Методика обучения грамоте. Кубики Зайцева
- Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. — Развивающее обучение
- ФГОС ДО и ФГОС НОО